Строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан: вехи и вызовы
Строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан (ККУЖД) в нашей стране считается одним из наиболее важных проектов нашего времени, наравне с созданием Камбар-Атинской ГЭС. Обсуждения о возможности прокладки железнодорожной линии, которая соединит Кыргызстан с Персидским заливом и Евросоюзом, начались еще в начале XXI века.
В 2002 году Китай представил свой вариант проекта, предполагающий проложение 268 км путей через нашу страну. Однако кыргызский вариант оказался длиннее на 112 км из-за выбора маршрута, обходящего дорогие горные участки. В 2012 году Китай внёс изменения в свой проект, что вызвало разногласия из-за различий в ширине колеи железных дорог.
В условиях пандемии COVID-19 вопрос о строительстве ККУЖД стал особенно актуальным. Президент Кыргызстана отметил, что важно развивать транзитный потенциал страны, особенно в условиях ограничения воздушного и автомобильного транспорта.
События 2021 года показали, что усилия по реализации проекта продолжаются. В марте было объявлено о начале проектирования и строительстве участков железной дороги в Китай через Кыргызстан, а в ноябре глава кабинета министров заявил о выполнении обязательств по своей части.
Строительство транспортного коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан в самом разгаре
Проект строительства железнодорожного транспортного коридора, соединяющего Китай, Кыргызстан и Узбекистан, приобретает все большую актуальность. Несмотря на трудности, вызванные пандемией коронавируса и закрытостью границ, ситуация начинает активно двигаться вперед.
Планы и переговоры
Недавно новый президент Садыр Жапаров совершил важную поездку в Китай для переговоров с китайскими коллегами. Представители сферы транспорта обсудили важные детали проекта, включая технико-экономическое обоснование и маршрут размещения дороги.
Технические детали
Согласовано, что ширина колеи по маршруту будет равна 14,35 см, что соответствует китайским стандартам. Однако в районе Макмала планируется расширение и создание перезагрузочной станции, где ширина колеи будет увеличена до 15,2 см. Это позволит эффективнее осуществлять передачу грузов и стимулирует развитие логистического центра в этом районе.
Прогнозируемое завершение проекта
По планам, технико-экономическое обоснование проекта должно быть завершено к июню 2023 года. Протяженность железной дороги составит 454 км, из которых 280 км проходят по территории Кыргызстана, а 174 км – по территории Китая.
Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан: новый этап сотрудничества
В последние месяцы 2023 года и начале 2024 года подписаны ключевые документы и соглашения, открывающие новую страницу в истории строительства железной дороги, соединяющей Китай, Кыргызстан и Узбекистан.
Благодаря совместным усилиям министра транспорта Узбекистана и правительства Кыргызстана, стало известно, что строительство дороги начнется уже в 2024 году. Начало строительства запланировано на октябрь 2024 года.
Подписание итогового соглашения 6 июня в Пекине ознаменовало важный шаг в реализации проекта, планируемого уже более 20 лет. Согласно этому соглашению, планируется построить железную дорогу по комбинированному маршруту Кашгар – Торугарт – Макмал – Джалал-Абад – Андижан.
Учредение совместной проектной компании
Три страны – Китай, Кыргызстан и Узбекистан – учредят совместную проектную компанию, где уставной капитал будет распределен следующим образом: 51% принадлежит Китаю, 24,5% – Кыргызстану и 24,5% – Узбекистану.
Обязанности сторон
Кыргызская сторона отвечает за работы по землеотводу, сносу объектов, переселению на земельных участках, обеспечивает условия для строительства и другие работы. Китайская сторона берет на себя ответственность за проектирование, строительство, закупки и другие основные работы.
Более подробное описание всех условий и полный текст соглашения можно прочитать .
Актуальная ситуация
14 июня…
Кыргызстан ратифицировал соглашение о строительстве железной дороги с Китаем и Узбекистаном
Кабинет Министров стал инициатором проекта закона о строительстве железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, который был принят Жогорку Кенешом 19 июня. Однако 27 июня произошло…
По словам директора ГП “НК “Кыргыз темир жолу”, общая стоимость проекта составит $4,7 млрд. Китай предоставит $2,35 млрд (половина от общей суммы) в качестве кредита всем участникам строительства, оставшиеся 50% будут инвестированы самими странами. Доля Кыргызстана в проекте оценивается примерно в $700 млн.
Маршрут железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан на территории Кыргызстана.
Очевидно, что строительство нового железнодорожного коридора обещает новые возможности для развития Кыргызстана и улучшения международных транспортных связей.
Правительство Кыргызстана видит в этом проекте огромный потенциал. Новый железнодорожный маршрут станет важным элементом южного отростка Евразийского континентального моста и откроет доступ к рынкам Юго-Восточной, Западной Азии, стран Ближнего Востока, включая Турцию, и далее в Евросоюз.
Ожидается, что железная дорога сократит расстояния и время доставки грузов, что способствует повышению конкурентоспособности на международном рынке и оказывает позитивное влияние на экономическое развитие Центральной Азии. Кроме того, данный проект будет ключевым звеном в реализации стратегии “Один пояс – один путь”, предложенной председателем КНР Си Цзиньпином.
Чтобы узнать больше о возможных последствиях строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, читайте .