Тлеухор Бошумова: 60 лет преданного служения кыргызстанской авиации
2024 год стал юбилейным для Тлеухор Бошумовой – одной из первых стюардесс в Кыргызстане, которая отметила своё 80-летие и 60 лет служения авиации своей страны. Близкие называют её просто Тоня, и её имя стало символом значимых достижений в истории кыргызстанской авиации.
Она стала пионером, внедрив предполетную речь на кыргызском языке в салоне самолета. Также Тлеухор была инициатором создания авиационного музея в аэропорту, который позднее был перенесён в Кыргызский авиационный институт имени И. Абдраимова, где она по сей день работает смотрителем.
Даже на преклонном возрасте Тлеухор продолжает активно участвовать в жизни авиации и преданно служить своему делу. О своей увлекательной карьере и профессии она подробно рассказала в интервью для редакции vb.kg.
Когда её спросили о навыках диктора, которые оказались наиболее полезными в роли стюардессы, Тлеухор поделилась интересными историями. “Уверенность, чёткость передачи информации, внимание к деталям – все это я узнала, работая диктором. Этот опыт стал отличной подготовкой для моей будущей карьеры стюардессы,” – отметила она.
В 1965 году Тлеухор прошла обучение для стюардессы и начала свою карьеру на борту. С первых дней она продемонстрировала превосходство и профессионализм, обслуживая различные рейсы.
Невероятным моментом стал 1966 год, когда Тлеухор решила начать делать объявления на кыргызском языке на борту самолета. Этот шаг открыл новую главу в истории авиации страны.
Новости из авиации: история первых кыргызских стюардесс
На борту самолета вместе с пассажирами путешествовали такие известные личности, как Турдакун Усубалиев, Ахматбек Суюмбаев, Турабай Кулатав и Чингиз Айтматов.
Перед вылетом я обратилась к Ишембаю Абдраимовичу Абдраимову, первому кыргызскому лётчику и пионеру гражданской авиации в Кыргызстане, с вопросом о приветствиях на кыргызском языке. Он ответил: “Если хочешь, объявляй на кыргызском”. Таким образом, я впервые приветствовала пассажиров на борту на кыргызском языке.
Турдакун Усубалиевич заметил это и похвалил меня, узнав, что я говорю на кыргызском. В то время большинство объявлений было на русском языке, и я стала одной из первых, кто внёс кыргызский язык в гражданскую авиацию страны.
Мой первый полет в символический День космонавтики, 12 апреля 1965 года, запомнился мне на всю жизнь. 17 лет работы в авиации дали мне многое. Я была не только стюардессой, но и инструктором для молодых бортпроводников.
Часто мне приходилось делать приветственные речи на кыргызском языке для высокопоставленных гостей, включая космонавтов и других важных персон. Даже на небольших самолетах я продолжала обслуживать таких гостей, сохраняя гордость и уважение к родному языку.
Мое детство прошло в степи, где я пасла овец, ездила на лошадях и верблюдах. Радость и ощущение свободы, которые меня окружали, нашли своё продолжение в мире авиации.
Помню, как училась прыгать с парашютом, посещая аэроклуб во Фрунзе. Уверенность и смелость, полученные в верховой езде и экстремальных ситуациях, помогли мне стать профессионалом в авиации.
Интервью с пилотом: истории авиаперелетов и ценные советы
В процессе своей карьеры я совершила множество командировок. Мой первый рейс был по маршруту Ош – всего 40 минут полета, и я едва почувствовала его. Но позже меня отправили на более длительные маршруты: Фрунзе – Баку – Минеральные Воды – Адлер. Это был уже более серьезный опыт. Посадки и взлеты запомнились особенно ярко. После продолжительных полетов иногда хотелось спать, но чувство экстрима и желание завершить задачу всегда присутствовали.
Прилетая в новые города, меня всегда манило исследовать. Заходить в аэропорты, изучать местные особенности и проникаться уникальной атмосферой. Моя любознательность всегда подталкивала меня посещать музеи и театры в каждом новом месте. Это стремление познавать новое до сих пор остается со мной. Я уверена, что каждая организация должна иметь свою историю и музей, будь то в реальном пространстве или виртуально, ведь это не просто архив прошлого, а источник вдохновения и связи с будущим.
Ценные уроки от опытных пилотов
Недавно в нашем институте пилотажа мы пригласили двух выдающихся специалистов: одному 91 год, а другому 93. Они поделились своим жизненным опытом с студентами, рассказали об особенностях профессии. Визит Юрия Алексеевича в полном обмундировании произвел сильное впечатление и показал, насколько важен душевный подход к профессии.
Советская авиация и современность
Различия между советской авиацией и современной несомненно есть. Каждый год я летаю в Америку к своей дочери, и могу заметить изменения. Внимание к пассажирам раньше было гораздо глубже. Мы уделяли много времени каждому: сначала конфеты, затем вода, потом еда. Общение было более душевным. Сегодня все стало более механизированным: раздают контейнеры с едой и забирают их обратно. Раньше мы больше общались с пассажирами, понимали их эмоции. Нужно было проявлять внимание, особенно когда, например, матери провожали сыновей в армию. Это было трогательно. Мне всегда хотелось помочь таким пассажирам.
Стюардессы – небесные феи: их работа и невероятные истории
В мире авиации стюардессы считаются незаменимыми помощниками и добрыми феями, готовыми прийти на помощь в любую минуту. Работа на высоте более семи тысяч метров требует особенной подготовки и готовности к экстренным ситуациям.
На борту самолета стюардессы не только следят за комфортом пассажиров, но и готовы оказать помощь в нештатных ситуациях. Кроме стандартной подготовки, иногда приходится решать самые неожиданные задачи, такие как оказание помощи в родах прямо в воздухе.
“Стюардессы относятся к каждому пассажиру как к родному, особенно важно это для детей и беременных женщин”, – делятся своим опытом профессионалы авиакомпании.
Истории из карьеры стюардесс заставляют задуматься о значимости и трудностях их профессии. Одна из таких случаев – решение о взятии на борт шестимесячного ребенка для помощи его маме, которая должна была сдать экзамены в Москве. Решение командира и заботливость стюардессы сделали этот полет незабываемым и важным для всей семьи.
Трогательная история спасения младенца
Младенец почти не плакал, и мне удалось его усыпить. Это было нелегко, но я была рада помочь. Когда мы приземлились, встречающих не оказалось. Я вызвала такси и поехала по адресу, который оставила девушка. Я позвонила в дверь, выяснилось, что бабушка и дедушка ушли на рынок, и дома их не было. В итоге я оставила ребенка у соседей, которые согласились принять его до их возвращения. Через два дня меня нашли и поблагодарили. Родители студентки были очень признательны и предложили консервы и деликатесы, которые я приняла с благодарностью. Этот случай был трогательным и напомнил мне о важности внимательности и человечности в любой ситуации.
“Этот случай действительно исключительный. Как вы думаете, возможно ли что-то подобное в наше время?”
Конечно, возможно. Жизнь есть жизнь, и если можно помочь кому-то, почему бы и нет? Всё зависит от человека. Сейчас в основном такие случаи исключение. Это скорее индивидуальная инициатива и человеческая отзывчивость.
Требования к стюардессам в прошлом
Во времена, когда я работала, требования к стюардессам были довольно строгими. Нужно было соответствовать определённым стандартам: рост не ниже 165 см и соответствующий вес. Грамотность и умение правильно говорить также играли важную роль. Кроме того, в прошлом требовалось хорошее знание русского языка, тогда как знание кыргызского или других языков не было обязательным.
- Требования к внешнему виду тоже были строгими: стюардессы должны были носить форму, часто на каблуках, что добавляло сложности в работе.
- Сегодня, несмотря на автоматизацию и современные технологии, человечность и внимание к пассажирам остаются важными аспектами работы в авиации.
Связь с авиацией в семье
Вы представляете свою жизнь без авиации? “Сейчас, конечно, не представляю. Моя жизнь неразрывно связана с авиацией. В моей семье авиация тоже играет важную роль. Мой муж Бектенов Марат Бектенович имеет богатый опыт работы на различных типах самолетов, недавно переучился на современные модели.”
Авиация – это наша жизнь и традиция: история семьи, связанной с небом
В семье Изембековых авиация прочно вошла в жизнь и стала настоящей традицией. Отец Тлеухор Изембековны был авиатехником, работавшим в аэропорту. Ее дети также выбрали себе путь в авиации: старшая дочь работала бортпроводником, вторая получает пенсию от гражданской авиации, а сын учится стать IT-специалистом. Их семейная история также тесно переплетена с авиацией: муж второй дочери был командиром самолетов, и его сыновья тоже выбрали авиацию.
Тлеухор Изембековна делится своим опытом в авиации и рассказывает, что благодаря строгому воспитанию, она выросла ответственной и самостоятельной. В своей профессиональной деятельности она всегда пользовалась уважением коллег, что помогло ей успешно развиваться в области.
“Авиация объединила нас. Моя работа всегда была поддержана командой, что позволило мне сосредоточиться на своих задачах и успешно развиваться в профессии”, – отмечает Тлеухор Изембековна.
Помимо семейной истории, Тлеухор Изембековна также увлечена авиационными экспонатами. Она представила интересную коллекцию музея, где можно увидеть черный ящик ярко-оранжевого цвета, макеты самолетов, фотографии выдающихся личностей авиации и многое другое.
В честь 85-летия гражданской авиации Кыргызстана она продемонстрировала свои работы, среди которых макет международного аэропорта “Манас” и спасательные жилеты.
Интересные факты об авиационных экспонатах:
- Черный ящик – ярко-оранжевого цвета для облегчения обнаружения на месте происшествия.
- Макеты самолетов и фотографии выдающихся личностей авиации.
- Макет международного аэропорта “Манас”.
- Спасательные жилеты, представленные в развернутом виде.
Иллюстрированная книга о героях авиации Кыргызстана
В свет была выпущена удивительная книга под названием “Славным сынам и дочерям гражданской авиации Кыргызстана”. В этой книге знакомится с историями людей, чей вклад в развитие авиации нашей страны неоценим.
Каждая страница книги раскрывает перед читателем поразительные истории героев, чья преданность и труд помогли создать основы современной авиации в Кыргызстане.
Иллюстрации в книге придают еще большую глубину историческим событиям, делая повествование увлекательным и незабываемым.
Это уникальное издание призвано вдохновить читателей на подвиги и достижения, а также сохранить и передать будущим поколениям наследие авиаторов Кыргызстана.
Как мило, что она продолжает работать и в лет. У неё явно огромный запас энергии! 💪
Тоня – настоящая легенда кыргызстанской авиации! 🌟
Как здорово, что Тлеухор смогла внести такой значительный вклад в развитие авиации в Кыргызстане. 👏
Вдохновляющая история! Можно только мечтать о такой преданности своему делу на старости лет. 🌺
Очень важно сохранять и передавать историю авиации, такие люди как Тоня – настоящее сокровище. 👵✈️